Обещает, но выполнит? О Ван Гаале и «Манчестер Юнайтед»

7.9.2014, 07:20

Череда клубных баталий прервана перекуром товарищеских игр сборной. Шумиха улеглась, трансфертный люк захлопнулся. Радамель Фалькао последним вскочил на подножку красного лайнера, уносящегося в даль туманных перспектив. Совершенно, казалось бы, логично, что самым покупающим (потрачено 186 млн евро) в это лето стал клуб, за один сезон превратившийся из «вечного лидера» в спотыкающегося середнячка, который ошивается где-то в подворотне турнирных таблиц АПЛ. Только вот сумма поразительна, а результата всё нет. «Дьявольское» седьмое место сезона прошлого плавно перетекло в семь потерянных очков на старте сезона настоящего. И вроде бы вот-вот победят, вот-вот выстрелит кто-то из новичков, еще чуть-чуть и рванут вперёд, но по-прежнему ни око не видит, ни зуб неймет. Топтание на месте, семенящими шажками Эшли Янга, продолжается.

С дивана плохо видно, но «Манчестер Юнайтед» в нынешнем своём виде напоминает огромный боинг, который второй год находится в состоянии свободного падения. Всё началось с того момента, когда главный штурман, лучший пилот авиакомпании и по совместительству непревзойденный авиаконструктор, Алекс Фергюсон, во время полета внезапно решил покинуть борт. Взял и выплюнул тридцатилетнюю жвачку, вышел из кабины, со знаменитой улыбкой победителя помахал ручкой экипажу, открыл дверь и шагнул в небо.

К такому жесту клуб, как выяснилось, был абсолютно не готов. Словно никто не обращал внимания на возраст сэра Ферги, не пытался просчитать возможные варианты игровой философии, селекции, не помышлял о скором уходе заржавевших Видича и Фердинанда. Словно не замечал никто изжившей себя аморфности диспетчера Кэррика. Да и вообще, очевидный недостаток мощностей в полузащите МЮ – это такой же трюизм, каким в свое время слыла хрупкость обороны мадридского «Реала».  Фергюсон оставил вместо себя не сказать чтобы отличника учебы, скорее крепкого ударника. Но второй пилот Мойес был предоставлен сам себе. Сложилось четкое ощущение, что ему никто не показывал, на какие кнопки надо нажимать и какие рычаги двигать, чтобы выправить курс. За ответственностью проступила нерешительность.

Интуиция подсказывала, что если Мойес, как Гвардиола, не внедрит что-то уникальное, что-то свое в рабочий процесс, не затеет полномасштабную перестройку и этим не втянет игроков в авантюру, не зажжет в них чего-то новенького – то ничего не выйдет. Так и получилось. Новый штаб состорожничал, решил действовать по накатанной и проиграл. В итоге Мойес оказался в глупом положении, даже его прежняя репутация строгого физрука была растоптана (теми же семенящими шажочками на месте). Дэвид предстал рохлей, высший пилотаж таких не терпит, небо таких не держит, шотландец сменивший шотландца не справился с управлением и на борту началась паника. Кресла Глейзеров в первом классе закачались, многие пассажиры-футболисты решили умыть руки, заметались по салону в поисках парашюта. Открылась новая страница эпопеи затянувшегося прощания с Уэйном Руни. Стал паковать чемоданы Эвра. И тем, кто побросал знамена, мгновенной замены не нашлось. На скамейке запасных не оказалось сильных духом. За это также можно спросить с Эда Вудворда и Ко, ведь год спустя мы видим, что комплект перетасовали и пригласили харизматичных ребят. Значит надо было усиливать состав уже тогда. Клуб, всегда отличавшийся гроссмейстерским предугадыванием перемен, стал жертвой своей недальновидности.

Хаос трансфертной политики «Юнайтед» проглядывался и в прошлом году. Присматривались ко всем подряд, без какой-либо концепции. Слухи муссировались относительно буквально каждой позиции, пожалуй, кроме вратарской. В итоге основными целями, что само по себе уже выглядит топорно, стали бывшие подшефные Мойеса – Феллайни и Бэйнс. Первый – человек-борьба, совершенно из другой сказки. Если грубо выражаться – футболист, мяча в ногах не держащий. Умеет отбирать и цепляться за «верх», но разгонять маховик атак, действовать мобильно и предельно быстро – это не про фламандского великана. Или, как ядовито называли его российские ценители футбола, «истукана-Маруана». Феллайни пришел в «Юнайтед» и не привнес в игру команды, которая привыкла на скорости контролировать мяч, ничего. Разве что обрезы и грубость. Капитана «Эвертона» Бэйнса заполучить не вышло. Видимо, Лейтон и впрямь за идею, британский консерватизм еще никто не отменял. Но потребность в левом крайнем ведь была действительно острой, раз так хотели усилить, и уже тогда поговаривали о Люке Шоу – но плюнули, недоукрепили редут. В итоге через безальтернативного Патриса Эвра, как через дырявую облупившуюся крышу, протекало весь сезон. В защиту вообще не купили никого. Но не везет сзади — повезет спереди. Подвернулся захандривший в тисках Моуринью Хуан Мата. Взяли, хороший, аккуратный парень, многое умеет. Но если говорить о командной игре -  как тот кот, что гуляет сам по себе – Мата не стал тем ключиком, что активирует привычный режим манкунианцев.

В результате второго пилота, естественно, катапультировали. В аварийном порядке привезли опытного голландского лётчика. «Летим на верх!» — закричали Глейзеры. «Ой, а я о вас читал!» — воскликнул на валлийском бородатый борт-проводник. «Здорово, войдешь в мой штаб. Подскажи, где тут у вас кабина пилота?» — шепнул вновь прибывший валлийцу. Сев за штурвал словно за пианино, Ван Гаал пробежался пальцами по клавишам и тумблерам. Самолёт ускорился и еще стремительнее начал приближаться к земле. «В чем дело?» — раздался взволнованный голос из первого класса. «Значит так!, — прозвенел утвердительный голос Луи в салоне. – Всем вернуться на свои места и сохранять спокойствие. Я – везде чемпион. Есть среди присутствующих кто-то кто умеет управлять самолётом?». Таких не нашлось. «Тогда мы будем падать. Еще месяца три, как минимум. Но потом я что-нибудь придумаю. Рассядьтесь по 3-5-2». Что же делать? Как быть? Люди снова завозмущались. «Молча-ать! – холодным баритоном пропел Ван Гаал. – Для стабилизации ситуации мне нужны на борту следующие специалисты…». И предоставил властителям дум из первого класса список. «Всю сотню мы доставить не сможем! – закудахтали боссы. – Давайте хотя бы дцать! Но самых компетентных». «Хорошо! – бодро кивнул голландский рулевой. – А я пока отвлеку прессу…». И отвлек, даже увлёк, местами монументальной болтовнёй.

С фуа гра побед и титулов избалованному болельщику «Манчестер Юнайтед» нынче приходится переходить на среднестатистические кефир с батоном. Никаких гарантий в именах Фалькао, Ди Марии, Блинда, Эрреры и даже самого Ван Гаала нет. Наряду с успехами у голландца были и сокрушительные неудачи. В «Барселоне» его не могут простить до сих пор. Многие «кулес» не без оснований считают, что он развалил великую команду рубежа 21-го века. Да мы и без Каталонии слышали массу оркестров, состоящих из знаменитых музыкантов, которые так и не смогли выдать ни одной триумфальной мелодии. А ведь есть еще не менее памятные сбои и турбулентности в сборной Голландии образца 2002 года и не самая успешная посадка «Баварии» в 2010-м.

Ван Гаал и маленький Хорди Альба, 2002 год.

Ван Гаал и маленький Хорди Альба, 2002 год.

Кто-то скажет, что если бы у Ван Гаала были идеи, если бы он знал, что делать, хозяева клуба никогда бы столько не потратили. Иные подметят — не смотря на громкие приобретения, никакого баланса в составе не предвидится. Посмеются над тем, что тылы Фалькао, Руни и Ван Перси положено прикрывать Блэкетту с Эвансом. Плести комбинации Мата и Ди Мария будут с Андерсоном. Организовывать выход из обороны в атаку доверено Флетчеру. И те, и другие будут правы, если команда продолжит буксовать. Игровых предпосылок верить в светлое будущее по стартовым матчам нет. Лазарет под завязку. Болячки центра полузащиты и обороны так и не залечены. Не понятно, кто же будет подносить забойщикам снаряды. Понятно одно — теперь всё зависит только от тренера. Ведь у сэра Алекса получалось достигать результата, с примерно тем же, а может даже и похуже, материалом.

Новоиспеченный командир весьма активен, меры приняты — от сбора телефонов до найма авторитетов. Среди приехавших обнаружились пожарные, фокусники, супермены, ангелы и даже тигры. Все они рады были помочь, только никто не знал, чем конкретно. На мгновение экипаж и пассажиры, воодушевленные новыми знакомствами, забыли о возможной катастрофе. Солнце спряталось за бурую тучу, в иллюминатор шмякнулся пожелтевший лист, по стальным крыльям красной птицы заморосил дождик, лето сменила осень.

На этой трогательной ноте настоящее заканчивается и начинается будущее. А там для одного из двух самых титулованных клубов Англии всё та же неизвестность, только теперь в золотой обёртке, имена же окрыляют, вино знаменитостей пьянит. Пьянит и обязывает. Извините, мсье Ван Гаал, но от такой команды хочется не просто математических результатов, а вдохновенной игры с выносом любого соперника вперед ногами. 

Поделитесь в социальных сетях:

Комментарии:

Наша группа Вконтакте
Лента новостей: