«Философия Луи Ван Гала и тренеров Аякса». Глава 5
Содержание книги
Поиск талантов
Я думаю, что самым значительным периодом в «Аяксе» был первый год в качестве тренера, в течение которого я полностью изменил структуру команды. Клуб был разделен на две части: первая – секция развития молодежи; вторая – профессиональные игроки, первый состав. Как главный тренер клуба, я полностью отвечал за основную команду. Моим помощником был Ко Адриансе, который являлся тренером юношеской команды. Тон Пронк также стал важным звеном в тренерском штабе. Не только как ассистент тренера, но и как глава скаутов, и, как следствие, «мостик» между профессиональными игроками и подрастающей молодежью клуба. «Аяксу» есть за что поблагодарить Тона Пронка.
Кто такой Тон Пронк?
Его основная работа заключалась в поиске и привлечении талантливой молодежи, как дома, так и заграницей. С него начинались переговоры о покупке. Тон Пронк исследовал футбольные качества, исходя из советов или собственных наблюдений. Его работа походила на разведку секретного агента, и это неудивительно, потому что как только слухи о том, что «Аякс» заинтересовался каким-то игроком, просачивались, становилось абсолютно невозможно его заполучить. Цена на футболиста взлетала, и все старались приобрести его первым. «Аякс 007» – так прозвали Тона Пронка. Он прочесывал мир в поисках потенциальных звезд.
Тон Пронк настолько хорошо известен в футбольном мире, что даже его самый безобидный вопрос вызывает недоумение. Очевидно, что Пронк делает все для того, чтобы передать информацию в виде шифра. Он никогда не говорит напрямую и использует для этого обходные меры.
«Все знают меня и мою работу. Например, если бы я спросил журналиста, что он думает насчет какого-то определенного футболиста, то на следующий день его газета, вероятнее всего, опубликует статью, в которой будет написано, что "Аякс" намерен купить игрока, о котором идет речь. И если мы действительно собирались его приобрести, то у нас уже не будет ни малейшего шанса сделать это. Поэтому с журналистами я предпочитаю разговаривать на околофутбольные темы. Все друг друга знают в футбольном мире. Разговоры не идут в привычном ритме, я осторожно и спокойно направляю их так, как мне необходимо. Во время этих дискуссий обсуждаются многие вещи, и в конечном итоге я слышу именно то, что и хотел услышать. Даже Ван Гал не знает, какие методы и каналы используются. Я стал настоящим профи в своем деле. Секрет в том, чтобы получить ответ на вопрос, который вы никогда не зададите.
Другой трюк в том, чтобы не будить спящую собаку как можно дольше. Вы должны использовать иные варианты для выяснения пригодности интересующего футболиста. Что это за варианты? Сейчас я вам расскажу. Они не должны вовлекать журналистов, бывших игроков и так далее, но это должны быть люди, чья работа или профессиональные обязанности связаны с "Аяксом", но так, чтобы это не вызывало подозрений. У меня есть несколько человек, которым я могу доверять. Они не из футбольного мира, но болеют за "Аякс". К сожалению, это все, что я могу рассказать по этому поводу. Если у меня не выходит получить необходимую информацию скрытыми путями, то единственно возможным вариантом остается спросить напрямую. Например, я мог бы позвонить в офис клуба насчет какого-либо вопроса и притвориться журналистом. В западной Европе такой способ сомнителен, но я не прочь воспользоваться этим трюком в других частях мира. Главное правило заключается в том, чтобы не раскрывать личность при первом звонке. Как только меня узнали, я могу выйти из тени и сидеть на трибунах открыто. Но до тех пор, пока меня не обнаружили, я просто обычный зритель, сидящий напротив главной трибуны, где наименьший шанс быть замеченным.
Из-за огромной популярности «Аякса» я практически каждый день проводил в поисках футболистов, которые могли бы заинтересовать клуб. Иногда это телефонные звонки, а иногда я находил записку с именем или названием клуба на своем столе. Предпочитаю не разглашать имен своих информаторов, но всегда записываю имена футболистов в компьютер. Проверяю, что известно об интересующем игроке, через просмотр журналов и книг, в которых есть обзоры прошедшего сезона. Когда становится известно, что требуется игрок на какую-то определенную позицию, я обращаюсь к своим записям и ищу подходящего кандидата. В большинстве своем это легионеры, но в первую очередь я просматриваю голландских футболистов. Как только становится понятно, что среди своих нет подходящего, и это подтверждает Ван Гал, мы продолжаем искать дальше, уже из числа легионеров. Вечером каждого понедельника на собрании тренерского штаба я, Ван Гал и Ко Адриансе формулировали и раздавали задания нашим скаутам. Чем меньше людей знает о том, что "Аякс" ищет игрока на определенную позицию, тем лучше. Я вполне в состоянии решить и сам, подходит ли нам кто-то, но, тем не менее, конечно, без консультации с Луи дела не происходят».
Опыт
На протяжении своей карьеры в «Аяксе» Тон Пронк просмотрел и оценил тысячи футболистов. Он разработал свой собственный способ отбора футболистов, которые отвечают всем требованиям, ещё во времена собственных выступлений в качестве игрока. Между 1960 и 1970 годами Пронк в футболке амстердамского клуба вышел на поле в 337 играх. Он перестал играть, когда в начале 70-х Ринус Михел начал перестраивать команду. Однако в свой последний год Пронк сыграл в финале Кубка Европейских Чемпионов. Тогда на знаменитом стадионе «Сантьяго Бернабеу» в Мадриде футбольный клуб «Милан» оказался слишком силен, «Аякс» проиграл со счетом 1-4. Долговязый защитник завершил свою профессиональную карьеру игрока в «Утрехте». В 1976 году главный тренер «Аякса» Томислав Ивич сделал его скаутом.
«С тех пор, за исключением периода тренерской карьеры в любительской команде Ijsselmeervogels, я был скаутом, и мне не кажется, что я хвастаюсь, когда говорю, что обладаю достаточным опытом. Я могу быстро определить, хорош ли игрок, среднего уровня или совсем плох. Перед тем, как идете на просмотр, вы уже знаете позицию, на которой он должен будет играть. Это означает, что вы уже определили качества, которыми он должен обладать. На просмотре я пристально слежу за тем, что он может делать. Если его навыки далеки от идеала, я вскоре увижу это. У меня есть метод распределения игроков на категории. Он помогает с легкостью объяснить принятое решение Ван Галу. Я говорю: "Он принадлежит к той или иной категории, потому что у него немного больше этого, и немного меньше того".
Вы могли бы назвать это индивидуальностью или личными особенностями. Как выглядит футболист? Это мой первоочередной приоритет, основанный исключительно на внешности. Да, это касается даже его прически. Было бы преувеличением сказать, что я отбираю игроков по прическе, одежде и другим особенностям, которые оказывают первое впечатление. Но если футболист оставляет хорошее первое впечатление, вы смотрите дальше. Хороший ли у него пас? Если ли чувство позиции на поле? Быстро ли обрабатывает мяч? Каковы технические и тактические навыки? По результатам полного отчета можно судить, подходит игрок клубу или нет. Проблема поиска новых игроков для "Аякса" заключается в уникальной философии игры, а это означает, что вы должны определить, будут ли качества футболиста соответствовать ей. Когда дело доходит до покупки, этот фактор всегда остается неизвестным. Если результат отрицательный, «Аяксу» придется изменить манеру игры, что, мягко говоря, маловероятно. Не у каждого получается соответствовать системе. Именно поэтому всякий раз, когда это возможно, испытание для будущих игроков просто необходимо. Но, к сожалению, к моменту, когда становится понятно, сможет ли игрок соответствовать философии, контракт уже подписан.
Последним примером такой ситуации является бразильский защитник Сантос. Он выиграл Чемпионат Мира в составе сборной Бразилии, но в «Аякс» пришел молодым игроком, которому ещё предстояло пройти нашу школу по подготовке молодых футболистов. Ван Гал объяснил это тем, что чемпион мира не оправдает ожиданий без нашей строгой клубной школы».
Конкуренция
«В этой работе не стоит быть слишком тщеславным. Вы должны быть счастливы оставаться в тени, так как это способ достижения наилучших результатов. На самом деле, я не бросил тренировать, работая скаутом. Я думал, что это принесет мне больше проблем, но отдал работе тренера столько, что сейчас ощущаю себя на своем месте. Не только потому, что каждый день отправляюсь в новое путешествие. Моя работа не заключается в секретных миссиях по всему миру. Я испытываю такое же огромное наслаждение, когда сижу рядом с двадцатью родителями, которые смотрят на восьмилетнего футболиста, выступающего за команду не старше десяти, как и когда сижу на огромном стадионе и наблюдаю за звездами мирового уровня. Это одна из причин, почему я не согласен с утверждением бывших игроков, что выбирать нужно профессионалов и готовых звезд. Многие из тех, кто жалуется на политику "Аякса" по привлечению молодежи, считают себя слишком важными, чтобы сходить и посмотреть на игру детей младше 10 лет. Их не волнуют интересы клуба, их волнует лишь собственный статус. Они просто хотят оставаться в центре внимания».
За последние несколько лет огромный скачок в зарплатах игроков значительно усложнил поиск футболистов топ уровня.
«Это сложный и жесткий мир. К счастью, не все мои коллеги такие. Но и бездарностей тоже хватает. Например, в Норвегии я видел прогуливающуюся группу людей в цветах своего клуба, которые вели себя очень высокомерно и вызывающе, и я вскоре заметил, что они сделали огромный крюк вокруг полицейского участка лишь потому, что должны были оставаться инкогнито. И сейчас я говорю о топовом европейском клубе. О каком именно? О нет, я не могу этого сказать. Мои конкуренты всегда начеку. В то же время, это испытание и для меня. Я должен выполнять свою работу все более и более осмотрительно, более осторожно, чтобы не потерять чувство собственного достоинства».
«Аякс 007» говорит, что его не беспокоит паранойя. По словам Тона Пронка, имена, опущенные в телефонном разговоре с Ван Галом, это просто разумная предосторожность.
«Я люблю свою работу. В основном потому, что верю в то, что смогу поспособствовать скорому успеху моего клуба – "Аякса". И я могу делать только эту работу и только для этого клуба, так как здесь моё сердце». Именно такое отношение Тона Пронка к «Аяксу» и его впечатляющие методики вызывают уважение у многих людей.
Перевод: Олег Русаченко