Брайан Робсон: «Канчельскису хватало двух бокалов, чтобы опьянеть»
В списках величайших футболистов «Манчестер Юнайтед» Брайан Робсон всегда входит в первую пятерку. В смутные 1980-е, когда «красные дьяволы» были далеки от громких побед, именно его игра завлекала болельщиков на «Олд Траффорд». Наградой за бойцовские качества стали два чемпионских титула, добытые Робсоном на закате карьеры. Когда легендарный капитан «Юнайтед» гостил в Москве, еженедельник «Футбол» воспользовался моментом и расспросил его о пабной культуре, харизме Алекса Фергюсона и восхождении на Килиманджаро.
Английский паб
Переход Робсона из «Вест Бромвича» в «Манчестер Юнайтед» наделал много шума в начале 1980-х. Контракт с Брайаном подписали прямо на поле «Олд Траффорд», и когда один из журналистов спросил, не слишком ли много денег за него заплачено, тогдашний тренер «МЮ» Рон Аткинсон ответил: «Мы не могли переплатить, потому что приобретали слиток золота».
– Полтора миллиона фунтов, заплаченные за вас «Манчестер Юнайтед», когда-то были рекордными для Британии. Что вы чувствуете, когда слышите о трансферах за суммы около 100 млн?
– С тех пор как я пришел в «Юнайтед», игра сильно изменилась. У современных клубов тренировочные базы даже близко несравнимы с теми, что были в мое время. Все это благодаря доходам от телетрансляций: я имею в виду Sky TV, ролики, которые выпускаются к играм… Телевидение позволяет клубам двигаться вперед и платить за игроков такие суммы. Но нужно быть внимательными. Люди часто увлекаются, и это приводит к возникновению «мыльных пузырей», которые могут в любой момент «лопнуть». Поэтому и возникла идея финансового «фэйр плэй». Это ведь важная вещь – сколько ты можешь заплатить футболисту. Многое зависит от воспитания. Когда молодые футболисты идут к своей мечте, они не ставят во главу угла деньги и помнят, что делают это просто потому, что им нравится играть или, что еще лучше, у них есть талант. Родители и тренеры должны объяснить им, что нужно оставаться собой, даже если у тебя очень много денег.
– В ваше время в Премьер-лиге практически не было иностранцев, а местные футболисты сплачивались через совместные походы в пабы. Действительно ли это было настолько важной частью жизни в 1980-х?
– Когда я был игроком, такие походы действительно сплачивали людей. Ресторанам мы предпочитали игру в гольф, картинг или езду на лошадях – словом, любое место, где можно было хорошо провести время и узнать друг о друге больше, чем на тренировках. А в пабах и вовсе бывали два-три раза в неделю, благодаря чему становились друзьями, а не просто партнерами по команде. Кстати, я помню, что когда ваш Андрей Канчельскис только пришел в команду, ему было достаточно двух бокалов, чтобы опьянеть!
– С кем из бывших одноклубников вы чаще всего общаетесь?
– Я до сих пор дружен с большим количеством игроков. Как правило, мы встречаемся в моем офисе в Манчестере. Того же Гарри Паллистера вижу постоянно – я с ним работаю. С Реем Уилкинсом или Стивом Брюсом можем вместе пообедать или встретиться на выходные. Мы даже в церковь ходим вместе! Они очень хорошие друзья, как, впрочем, и футболисты.
– А кто лучший футболист из тех, против кого вам доводилось играть?
– С лучшим футболистом я играл сам – это Пол Гаскойн. Газза был выдающимся игроком. На чемпионате мира 1990 года всерьез обсуждали, кто лучше: он или Марадона? А из моих соперников лучшими были Марадона и Платини. Они великие.
– Недавно в Сеть попали снимки Гаскойна, который выглядит просто ужасно. Общаетесь с ним? Оказывается ли ему какая-то помощь в связи с алкогольной зависимостью?
– Да, я думаю, все наслышаны о его проблеме, которая лишь обострилась после того, как Пол завершил карьеру. Он очень скучает по футболу, но не знает, по какому пути пойти. Много людей из Футбольной ассоциации и сборной пытаются помочь ему с деньгами и лечением. Тем не менее проблемы остаются. Иногда люди забывают, что лучшая поддержка должна исходить от собственной семьи. К сожалению, Пол эту помощь не получает… Он меняет телефонный номер каждые две недели, я просто не поспеваю за ним! Но он мой хороший друг, и мне трудно говорить на эту тему, зная, что у него до сих пор проблемы.
На чемпионате мира-1990 обсуждали, кто лучше: Гаскойн или Марадона?
Капитанский конкурс
После завершения карьеры в «Манчестер Юнайтед» Робсон стал играющим тренером «Мидлсбро». Он дважды поднимал команду в Премьер-лигу, а один раз дошел с ней до финала Кубка Англии. Но в роли посла «МЮ» Робсон чувствует себя гораздо комфортнее, чем в тренерском кресле: нет того напряжения, можно много путешествовать и открывать для себя новые культуры. Да и клубный костюм вполне себе стильный.
– Вас считают одним из лучших капитанов в истории «Юнайтед». А кого вы могли бы назвать идеальным капитаном?
– Себя самого! Шучу. «Манчестеру» всегда везло на капитанов: взять, к примеру, Стива Брюса, Роя Кина, Петера Шмейхеля или Гари Невилла. Они очень активно вели себя на поле, вдохновляя игроков и пытаясь получить максимальный выхлоп. Наверное, в этом и есть истинное предназначение капитана.
– Вы застали первые годы Алекса Фергюсона в «Манчестер Юнайтед». Каким он был в то время?
– Это был сложный период для клуба. Когда пришел Алекс, он хотел изменить все вокруг. Фергюсон много работал. Он с головой погрузился в работу академии «Юнайтед», потому что хотел вернуть команде репутацию времен «малышей Басби». В конце концов у него в распоряжении оказалась целая группа талантливых игроков – таких как Дэвид Бекхэм и братья Невиллы. Другая важная вещь, которую Фергюсон привнес в клуб, – это организация и жесткая дисциплина. Он великий менеджер.
– Самая запоминающаяся черта Фергюсона.
– Страсть к футболу. Он всегда приходил в офис и на тренировку первым. Фергюсон тратил на «МЮ» массу времени и усилий, много работал с игроками. И он всегда смотрел наперед! Алексу постоянно приходилось приводить новых игроков, заменяя футболистов мирового масштаба. То, что за годы работы Фергюсон построил четыре успешные команды, дорогого стоит.
– Вам когда-нибудь приходилось испытывать на себе действие знаменитого «фена Фергюсона»?
– К счастью, ни разу. Обычно воздушные ванны обходили меня стороной. Но я видел несколько забавных эпизодов, которые не касались меня напрямую. Вообще это был хороший способ мотивировать молодых футболистов, чтобы они показывали свою лучшую игру.
– Летом «Манчестер Юнайтед» возглавил Луи ван Гал. Сумеет ли он вернуть команду на вершину?
– Конкуренты в лице «Манчестер Сити» и «Челси» очень сильны. «Юнайтед» же переживает переходный период. Но Ван Гал – правильный человек для такой работы. У него величайший опыт: он добился успеха со всеми топ-клубами Европы. Пока клуб его поддерживает, он будет улучшать положение дел и поднимать «Манчестер» в таблице. Сейчас в команде слишком много травмированных, но если у Ван Гала будет полностью здоровая команда и «выстрелят» приобретения, «Юнайтед» в течение сезона вернется в борьбу за место в Лиге чемпионов.
– Только лишь в Лиге чемпионов?
– Ван Галу может не хватить времени, чтобы создать команду, способную с ходу выиграть чемпионат. Все-таки в «Сити» и «Челси» взаимопонимание между игроками и тренером налажено лучше. У них очень сильные футболисты. Будет сложно решить все вопросы за сезон.
– Если бы у вас была возможность предложить Ван Галу купить одного футболиста, кто бы это был?
– Я бы не отказался от Месси и Роналду. Можете так и написать: что это моя цель. Но вообще нужно смотреть на позиции, требующие усиления. Сейчас «Юнайтед» приходится исправлять ошибки прошлого сезона. Иногда создается впечатление, что нам не хватает людей в обороне, иногда – что нужно усилить середину поля. Абсолютно точно нам не помешает несколько хороших игроков, ориентированных на оборону. Мне вот нравится игра Мартинса Инди из сборной Голландии. Этот парень мог бы останавливать нападающих одним взглядом. Жаль, что он уже перешел в «Порту».
– В «Юнайтед» вы играли вместе с Андреем Канчельскисом. Как думаете, возможно ли в ближайшем будущем появление в Манчестере еще одного россиянина?
– В России всегда были игроки топ-класса, физически сильные и с хорошими навыками – такие как Андрей. Он отличный игрок, и я не вижу причин, почему российские футболисты не могут выступать в Премьер-лиге в будущем. Другое дело, что у нас лучшая лига в мире, и мало кому удается соответствовать ее требованиям из года в год. Знаю ли я кого-то из игроков сборной России? Ну, Аршавина. С другими российскими футболистами, честно говоря, не сталкивался.
Я бы не отказался от Месси и Роналду. Можете так и написать: что это моя цель.
Неклассический хет-трик
За сборную Англии Робсон выступал на протяжении одиннадцати лет, заработав прозвище Капитан Марвел (то есть «чудо-капитан»). На этот период пришелся последний громкий успех британцев на чемпионатах мира – выход в полуфинал в 1990-м. Правда, для самого Робсона турнир завершился досрочно. После двух побед на старте англичане решили отметить успех и втайне от тренера собрались в пабе. Веселье продолжилось в гостинице, где разгоряченный спиртным Робсон захотел перевернуть кровать с Полом Гаскойном, но не рассчитал силы и уронил ее себе на ногу. Дальше сборной Англии пришлось идти без своего капитана.
– Какой момент вашей карьеры в сборной был более разочаровывающим – нелепая травма на ЧМ-1990 или рука Марадоны четырьмя годами ранее?
– С чемпионатами мира у меня связано много воспоминаний – и хороших, и не очень. В 1982-м мне казалось, что у Англии отличная команда и мы сможем проявить себя максимально хорошо. На турнире мы не проиграли ни одного из пяти матчей, но все равно не смогли выйти в полуфинал. Это было огромное разочарование. Два следующих чемпионата мира заканчивались для меня травмами во вторых матчах… В той памятной игре с Аргентиной мы хорошо себя показали, и единственное, за счет чего соперники смогли победить, – это рука Марадоны. А спустя четыре года нам не повезло в серии пенальти.
– Самый радостный момент в сборной – быстрый гол в ворота французов?
– Для меня это особенное мгновение. Я никогда прежде не играл в финальных турнирах чемпионатов мира, а здесь уже через двадцать семь секунд после начала матча праздновал забитый мяч. В итоге мы побелили – 3:1, а я забил два гола. Хотя на самом деле это был хет-трик – в тот же день я узнал, что моя жена родила вторую дочку.
– Несколько лет назад вы работали со сборной Таиланда. Что вам дал этот опыт?
– Мы с женой наслаждались временем, проведенным в Таиланде. Теплая погода, шикарные рестораны... Хотя иногда было даже слишком жарко! Самое главное – с местными футболистами было легко работать, хотя чувствовалось, что их возможности и силы ограниченны. Нам было тяжело соперничать с лучшими командами. Но парни пытались соответствовать высокому уровню, мы постоянно говорили с ними о тактике. Тайцы вообще очень внимательные ребята.
– Стоит ли ожидать вашего возвращения к тренерской работе?
– Сейчас я не представляю себя клубным тренером, потому что доволен нынешней ролью в «Юнайтед». Но если речь пойдет о работе с какой-нибудь сборной, я вряд ли смогу сказать нет.
– Недавно вы совершили восхождение на гору Килиманджаро. Как это было?
– О, это фантастический опыт. Я совершал восхождение в рамках одной благотворительной акции. Последние четыре часа были самыми сложными, но когда ты оказываешься наверху горы, это невероятно! Ты всматриваешься вдаль, чтобы насладиться пейзажем. Если у вас будет возможность испытать эти чувства, хватайтесь за нее обеими руками!
Благодарим компанию FEDERAL за помощь в организации интервью.
Текст: Ярослав Кулемин
Фото: FEDERAL, Getty Images